Санкт-Петербургские Ведомости No 153(1578), 12 августа 1997

"Трасса века", открытая пропавшей экспедицией
Трагедией завершился первый коммерческий перелет Москва _ Северный полюс _ США. Это случилось 60 лет назад. Но до сих пор кратчайший маршрут между двумя государствами почти не используется.

Летом 1937 года со Щелоковского аэродрома под Москвой стартовали три самолета. Они летели недостижимым прежде маршрутом _ в Соединенные Штаты через Северный полюс. Покорение этой кратчайшей, но смертельно опасной трассы как бы венчало настоящий штурм Арктики, предпринятый в тридцатых годах Советским Союзом.

Двое с лишним суток непрерывного полета, несколько тысяч километров без выверенной системы ориентирования, под угрозой гибели от нехватки кислорода, обледенения, поломки и рискованной посадки в малознакомом, совершенно безлюдном районе _ вот что ожидало летчиков.

Экспедиция Валерия Чкалова вылетела 18 июня в 4.05 и благополучно приземлилась на военном аэродроме в Ванкувер-Баракс неподалеку от Портленда спустя 63 часа 16 минут, преодолев 8504 километра. 12 июля поднялся в воздух самолет Михаила Громова, который находился в воздухе 70 часов, преодолел 10300 километров (мировой рекорд по дальности) и совершил посадку в Сан-Франциско.

Особую миссию должна была выполнить третья экспедиция под командованием Сигизмунда Леваневского.

Наша справка: Сигизмунд Леваневский был типичным "человеком-легендой" 30-х годов. Родился в Петербурге, в бедной многодетной семье.

Подростком пошел на завод, чернорабочим. После революции служил в Красной Армии, с семнадцати лет стал командиром батальона. Его бросало по разным фронтам, из Сибири на Запад и Кавказ. Затем была школа морских летчиков, сначала учеба, потом подготовка курсантов.

С 1933 года _ на Севере. В 1934 году прямо из отпуска он выехал спасать челюскинцев, добился разрешения купить в США два самолета и на них лететь к лагерю Шмидта. Леваневский был в числе семи летчиков, которые за эту операцию первыми в стране были удостоены звания Героя Советского Союза (хотя его самолет не вывез ни одного полярника, так как потерпел аварию, и сам летчик оказался в положении спасаемого).

В 1935 году Леваневский вместе с Виктором Левченко и Георгием Байдуковым впервые попытался достичь Америки через полюс. Из-за технической неполадки им пришлось вернуться.

Неудачи задевали болезненно самолюбивого летчика. Он стал вспыльчивым, порой неоправданно грубым. Помыслы были прежде всего о новой экспедиции, о том, чтобы взять реванш у Арктики.

Нить, оборвавшаяся за полюсом Четырехмоторный самолет "Н-209" с экипажем из шести человек под командованием Леваневского поднялся в воздух 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут. Помимо запаса топлива на борту находились международная почта, ящики с мехами и черной икрой. Этот груз должен был символизировать практическую выгоду перелетов кратчайшим путем. "Н-209" летел в Фербенкс на Аляске, чтобы там дозаправиться и продолжить путь в Чикаго и Нью-Йорк.

Вот что сообщал ТАСС: "В США следят с огромным интересом за полетом тов. Леваневского.

В авиационных, коммерческих и научных кругах рассматривают перелеты тт. Чкалова и Громова как важнейшие блестящие достижения в прокладывании воздушного пути, полет же тов. Леваневского считают фактически первым пробным полетом коммерческих и пассажирских самолетов из Москвы в США. Интерес к этому полету усиливается ввиду того, что тов. Леваневский давно известен в США, где его называют "советским Линдбергом", и он имеет много друзей.

Утренние газеты помещают на первых страницах телеграммы из Москвы, в которых подробно описывается старт самолета.

Московский корреспондент "Нью-Йорк Таймс" Денни и корреспондент газеты "Геральд Трибьюн" Барнс отмечают блестящий старт самолета."

13 августа в 14 часов 32 минуты, спустя час после пролета полюса, бортрадист Галковский передал: "Крайний правый мотор выбыл из строя изза порчи маслопровода. Высота 4600 метров. Идем в сплошной облачности.

Ждите..."

После этого отдельные радиостанции еще будто бы слышали позывные "Н-209": "Все в порядке. Слышимость Р-1 (то есть плохая _ В. Х.)" и затем: "Как меня слышите? Я _ РЛ. Ждите..." Больше известий с самолета не было.

Поисками экспедиции занимались несколько судов, более двадцати советских и иностранных самолетов, пилотировавшихся опытнейшими полярными летчиками. Тщетно. О том, что же именно случилось с Леваневским и его товарищами, неизвестно до сих пор.

Через четыре дня после исчезновения "Н-209" в СССР отмечался день советской авиации. Газетные передовицы кричали: "Несмотря ни на какие трудности великая воздушная магистраль Москва _ Северный полюс _ Северная Америка будет освоена, будет объезжена и укатана советскими воздушными кораблями."

Однако открытие и освоение трассы затянулось более чем на полвека.

Первым делом, по-прежнему, самолеты _ По тем временам полеты через полюс были прежде всего рекламной акцией, _ говорит руководитель отдела географии полярных стран Арктического и Антарктического НИИ Лев Саватюгин. _ И пилоты свою задачу выполнили, конечно, героически. Было продемонстрировано и высокое штурманское мастерство, когда приходилось определяться на ходу в совершенно новой навигационной обстановке, без ориентиров.

Но лишь три года назад начались регулярные пассажирские рейсы Москва _ Сиэтл и Москва _ Лос-Анджелес, практически совпадающие с маршрутами Чкалова и Громова. Пока что самолеты летают по разу в неделю и как-бы на паритетных началах: один _ с российской, другой с американской стороны. Дело тут в том, что никто не хочет отдавать другому монополию на использование выгодной трассы.

Почему же ее не освоили раньше? Профессор Евгений Куклев, проректор по научной работе Академии гражданской авиации, считает, что тому есть две основные причины. Во-первых, не было мощных лайнеров, способных подолгу обходиться без посадки. Во-вторых, отсутствовала точная навигационная система. Без ориентиров летчики постоянно рисковали бы сбиться с курса и угодить, к примеру, в одну из закрытых военных зон, которых в Арктике было предостаточно. Что могло случиться с таким самолетом, нетрудно предугадать. Достаточно вспомнить о судьбе южнокорейского "Боинга".

Сегодня эти проблемы, в принципе, решены. Есть и подходящие аэробусы вроде наших Ил-96 или американских ДС-10, и спутниковые навигационные системы JPS и ГЛОНАСС. Евгений Куклев называет сразу несколько моментов, которые делают полеты через полюс выгодными. О чем идет речь?

Заметно сокращается дальность пути _ на полторы _ три тысячи километров. Отсутствие промежуточной посадки дает экономию и времени, и денег на аэропортовом обслуживании. Наконец, стабильность ветров в полярных районах позволяет экономить топливо, так как проще выбирать районы со слабым встречным ветром. Атлантические ветры, надо заметить, гораздо капризнее, они то и дело вынуждают задерживать рейсы и сжигать лишние тонны горючего.

Евгений Куклев сообщил, что сейчас проектируются еще несколько чересполюсных трасс, в частности из Сибири в США. Может быть, появится рейс из Петербурга.

Для этого, правда, сначала надо купить подходящие самолеты.

Владимир ХОЗИКОВ