Тайна гибели экипажа Н-209

Н. Белый,
корр. "Строительной газеты"
г. Благовещенск

      За полетом этого самолета следили сотни радиостанций во всем мире, но с особым вниманием в СССР и США. Экипажем Н-209, состоявшем из шести человек, командовал прославленный советский летчик Сигизмунд Леваневский, первый Герой Советского Союза, удостоенный этого звания за участие в операции по спасению в 1934 году людей с парохода "Челюскин", затонувшего в Северном Ледовитом океане.
      На его счету уже был совершенный в 1936 году перелет по маршруту Лос-Анджелес - Москва, а теперь он летел в Фербенкс через Северный полюс.
      В день вылета - 12 августа 1937 года - Сигизмунд Леваневский пришел на московский аэродром таким, каким не приходил никогда, - в строгом черном костюме, накрахмаленной рубашке и галстуке. Четырехмоторный гигант, обладавший небывалым по тем временам стартовым весом в 35 тонн, имел также строгий вид - выкрашен в темно-синий цвет.
      Самолет стартовал в 18.15 по московскому времени. На следующий день, 13-го, с борта самолета была принята последняя радиограмма: вышел из строя крайний правый двигатель.
      Реальная история полета на этом заканчивается. Как только связь с самолетом была потеряна, начались его поиски, которые энтузиасты, сменяя друг друга, ведут до сегодняшнего дня.
      Существует несколько версий таинственного исчезновения Н-209. Согласно первой, самой распространенной, самолет, не дотянув до Аляски, совсем немного, упал в воду в районе канадских островов Принц Патрик, Бэнкс, Мэлвилл или мыса Барроу на Аляске. По другой версии, самолет мог совершить посадку на льдину, которую после длительного дрейфа вынесло в Саверную Атлантику, где она и растаяла.
      Впользу версии о падении Н-209 в районе мыса Барроу говорит отчет американского священника Келлемса, хранящийся в архиве внешней политики МИД СССР. В отчете говорится, что американские эскимосы были свидетелями падения в море близ островов в 135 милях от Барроу какого-то крупного предмета, который мог быть самолетом. Это призошло 15 августа 1937 года. На следующий день эскимосы, подплыв к месту предполагаемого падения на каяках, обнаружили на поверхности моря большие масляные пятна. Но поиски самолета ничего не дали.
      И вот, наконец, третья версия гибели экипажа Н-209. Ее сторонники, среди которых есть известные советские полярные исследователи, полагают, что отказ правого двигателя привел к тому, что самолет сбился с маршрута и его на большой дуге занесло в Якутию. Есть предположение, что обледеневший моноплан нашел вечный покой в глубоководном якутском озере Себян-Кюэль, расположенном в труднодоступном районе Верхоянского хребта. По слухам, кто-то из якутов видел момент падения самолета в этом районе в августе 1937-го.
      Проверить эту версию взялись сотрудники Якутской геофизической экспедиции. В результате анализа результатов гадролокации озера обнаружено изображение, близкое по по размерам и форме самолету Н-209. Но, по мнению специалистов, однозначно идентифицировать объект не представляется возможным.
      Однако эта версия обрастает новыми свидетельствами и заключениями. Среди ее активных сторонников бывший пилот вертолета Евгений Попов. Он много летал в Якутии, бывал в районе озера Себян-Кюэль. Евгений Попов убежден, что Н-209 13 августа благополучно совершил посадку в районе Себян-Кюэль. Это озеро, отмечает бывший пилот, расположено точно на широте Фербенкса. При этом угол отклонения от курса, взятого самолетом Леваневского после того, как он миновал Северный полюс, составил 83 градуса.
      Попову удалось расшифровать радиограмму, принятую радистом Соловей в Якутске 14 августа 1937 года в 12 часов 25 минут, т. е. на следующие сутки после предполагаемого приземления. Текст радиограммы состоял всего лишь из одного числа 83. Она передавалась точно на частоте настройки радиостанции самолета и по тону соответствовала ей. Число передавалось замедленно несколько раз: передающий наверняка работал на пеленгатор. Если же число 83 принять за угол, на который отклонился от маршрута самолет, то, делает вывод Попов, получится значение меридиана, на котором и расположено озеро Себян-Кюэль.
      Если версия верна, то что же стало с передавшим сообщение радистом самолета и другими членами экипажа? Эта тайна еще ждет своей разгадки.

®"Советский Сахалин" 20/06/1989
Back
Home