Сигизмунд Александрович Леваневский

Биография:

Родился 15.05.1902 г. в Санкт-Петербурге. Поляк. В детстве и юности жил в деревне Сокулка (Польша). Леваневский вспоминает: «Отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником... В 1916 г., окончив три класса уездного училища, я вынужден был кинуть учение. Денег не было. Семья - 5 джентльмен. Пошел я трудиться. Работал на заводе акционерного общества «Рессора»... На заводе меня и захватила Октябрьская революция. Вместе с другими рабочими я поступил в Красную гвардию. Мне было 15 лет... Я был справный, высокий и широкоплечий».
В октябре 1917 г. вступил в Красную гвардию. Участвовал в проведении массовых обысков в Петрограде и розыске продовольственных запасов на товарных станциях. В РККА с 1918 г. Был бойцом продотряда в Вятской губернии. Участвовал в Гражданской войне. Был командиром роты, батальона, начальником штаба, а далее командиром стрелкового полка на Восточном фронте.
В 1921 г. участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.
С 1921 г. – завхоз 4-го воздухоплавательного отряда в Петрограде.
Осенью 1923 г. был направлен на учёбу в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков, но припозднился к началу занятий. Временно работал завхозом авиашколы.
В 1925 г. окончил Севастопольскую школу красных морских лётчиков и летнабов. Затем служил в ней лётчиком-инструктором.
С 1928 г. – в запасе.
В 1928-29 гг.– лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима.
В 1929-33 гг. – шеф летной части Всеукраинской лётной школы Осоавиахима в Полтаве.
С весны 1933 г. работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути.
Летом 1933 г. Леваневский перегнал летающую лодку Dornier Wal «СССР Н-8» из Севастополя в Хабаровск, что по тем временам было сильно большим достижением.
В 1933 г. америкосский пилот Джеймс Маттерн намеревался реализовать полет около земного шара. На заключительном этапе кругосветного перелета Маттерн, выгрузив радиостанцию и взяв как разрешено больше горючего, вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря и исчез. Начались поиски. Вскоре выяснилось, что он совершил посадку на берегу реки Анадырь в 80 километрах от окружного центра и его авиалайнер получил повреждения. Экипажу в составе Леваневского и штурмана Левченко было дано срочное поручение брать Маттерна на борт самолета в Анадыре и принести его на Аляску. 13.07.33 г. Леваневский вылетел на Чукотку на гидросамолете «СССР Н-8». Он впервой прошел над тундрой от бухты Нагаева в Анадырь и, таким образом, проложил свежеиспеченный путь на Чукотку. 20.07.33 г. Маттерн был доставлен в г. Ном на Аляске. 24.09.33 г. Леваневский приводнился на Ангаре в Иркутске. Перед этим он провел ледовую разведку, слетал на остров Врангеля и доставил оттуда на материк группу участников первой Ленской экспедиции. За мужество и героизм и пилот, и штурман были награждены орденом Красной Звезды. После этого он занимался ледовой разведкой. Летал с посадками на мысе Северном, острове Врангеля, в бухте Тикси. Сверху Леваневский видел корабль «Челюскин» на подходе к бухте Тикси и говорил затем, что в таковой тяжелой ледовой обстановке ему вряд ли удастся одолеть путь к Берингову проливу. Когда моторы летающей лодки отработали свой ресурс, Леваневский перегнал авиалайнер в Иркутск на ремонтик и отправился домой в Полтаву.
11.09.33 г. во время дальнего перелета Варшава - Омск в районе г. Ядрин в Чувашии разбился авиалайнер PZL-19 (пилот - капитан Ю. Леваневский, штурман - подполковник Ч. Филиппович). Полет входил в программу подготовки польского экипажа к кругосветному перелету сквозь Западную Африку, Атлантику, США, Аляску, Камчатку и страны Азии в Польшу. В этом перелете старшой брат Сигизмунда Леваневского прославленный польский пилот капитан Юзеф Леваневский намеревался побить рекорд дальности, установленный французами. Несколько часов полет проходил без про исшествий, но к вечеру экипаж попал в сложные метеоусловия. Пришлось шагать на малой высоте, прижимаясь к земле, над незнакомой местностью... Недалеко от г. Ядрин в Чувашии произошло столкновение машины с землей - пилот погиб разом, штурман получил тяжелые ранения. Погибшему пилоту были оказаны воинские почести, а его останки доставили в Варшаву, где 19 сентября состоялись торжественные похороны. Позднее, побывав на могиле Юзефа, Сигизмунд Леваневский возложил венок: «Брату - польскому герою от брата-летчика, героя Советского Союза». Вполне вероятно, что вся дальнейшая карьера младшего Леваневского окрасилась в политические оттенки. Очень уж соблазнительно было аргументировать на примере двух братьев-летчиков, судьбы которых гражданская битва развела по разные стороны советско-польской границы, что СССР предоставляет своим гражданам не меньшие, а немаловажно большие возможности для развития и мировых достижений.
Осенью 1933 г. Леваневский совершил строй агитационных перелётов по Украине.
В 1934 г. Леваневский участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», затертого во льдах. К этому времени сквозь Амторг (Торговое представительство СССР в США) были уже закуплены два девятиместных самолёта «Консолидэйтед Флэйстер». 17.02.34 г. Ушаков, Леваневский и Слепнев прибыли в Берлин, откель вылетели в Лондон, чтобы пересечь Атлантику на пароходе. Прибыв в Нью-Йорк, они сели на экспресс, пересекли США с запада на восток и из Сиэтла вдоль побережья Канады на пароходе отправились на Аляску. 29.03.34 г., несмотря на тяжелые метеоусловия, Леваневский вылетел из Нома в Ванкарем сообща с Ушаковым и борт-механиком Армистедом Клайдом. Однако стихия оказалась сильнее. Из-за сильного обледенения он совершил вынужденную посадку в районе Колючинской губы. «Люди остались живы только благодаря исключительному самообладанию пилота Леваневского» - сообщал Ушаков в своей телеграмме Москву. Ранение Леваневского было незначительным, но самолёт был разбит, потому он не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Однако ему всё же удалось принести в Ванкарем руководителя спасательной операции Ушакова. Более видавший виды полярник, Слепнев вылетал из Нома немного раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему сообща с американским бортмехаником Левари удалось удачно достичь до Ванкарема и вторым после этого Ляпидевского примчать в лагерь Шмидта. С ним на льдину прибыл и Ушаков.
20.04.34 г. Леваневский Сигизмунд Александрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Член ВКП(б) с 1934 г.
27.06.34 г. в составе делегации СССР Леваневский вылетел в Англию на международную авиационную выставку. На обратном пути он навестил мамашу, жившую в Польше, посетил воинское кладбище, на котором был похоронен его старшой брат.
В 1934 г. Леваневский поступил в ВВА РККА им. Жуковского.
В 1935 г. он написал книгу «Моя стихия».
В начале 1935 г. он прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США сквозь Северный полюс, идею которого первым выдвинул публично. На время подготовки и проведения перелета Леваневский был подчинен Начальнику ВВС РККА Алкснису, на которого возложили полную ответственность за техническую подготовку и фактическую подготовленность самолета к полету.
3.08.35 г. на самолёте АНТ-25 Леваневский предпринял попытку перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Франциско (США). Однако над Баренцевым морем, через десять часов полета, была обнаружена сильная течь масла, которая могла сотворить аварийную ситуацию. О неисправности доложили в Москву. По требованию правительства начальник экипажа был вынужден завернуть авиалайнер назад и произвести посадку на аэродроме Кречевицы в районе Новгорода.
11.02.36 г. на заседании Политбюро было принято заключение «отклонить настойчивую просьбу Героя Советского Союза т. Леваневского о разрешении в 1936 году произвести перелет через полюс». Было одобрено предложение Шмидта о создании в 1937 г. на льду в районе Северного полюса радио-метеостанции. Главсевморпути поручалось продолжить штудирование климата в районе полюса, а Леваневскому рекомендовалось лично исследовать условия полетов на севере Америки (Аляска, Канада, Гренландия).
Летом 1936 г. Леваневский выехал в США для закупки самолёта американского производства для нового перелёта. Не найдя там ничего лучшего, он приобрел гидросамолёт «Валти».В августе – сентябре 1936 г. на гидросамолёте «Валти» V-JAS (штурман - В.И. Левченко) совершил перелет Лос-Анджелес - Сан-Франциско - Уэлен - Якутск - Свердловск - Москва, преодолев 19,2 тыс. км. Целью перелета являлась прокладка прямой воздушной линии между США и СССР посредством Аляску и Чукотку. Леваневскому предстояло реализовать весьма трудную задачу. Он должен был исследовать условия полета на трансконтинентальной линии, обусловить места посадочных площадок и баз снабжения горючим, определить вероятность связи и т. д. 5.08.36 г. «Валти» вылетел из Лос Анджелеса. Полет вдоль американского побережья проходил с посадками в Сан-Франциско, Сиэтле и Номе. Первая количество маршрута прошла в благоприятных условиях. Трудности поджидали над океаном. Однако пилот сумел провести свою машину без малого в поголовный облачности и удачно приводнился в Уэлене. До бухты Тикси авиалайнер летел над Арктическим побережьем с посадкой в бухте Амбарчик.
30.08.36 г. авиалайнер прибыл в Жиганск.
2.09.36 г. в Красноярске закончилась «водная» доля маршрута, и гидросамолет был поставлен на колесное шасси.
13.09.36 г. Леваневский приземлился в Москве.В тот же день Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин направил экипажу приветственную телеграмму: «Герою Советского Союза летчику Леваневскому, штурману Левченко. Братский привет отважным сынам нашей родины! Поздравляю вас с успешным выполнением плана исторического перелета. Крепко жму ваши руки. И. Сталин». Сам Леваневский также приподнято оценивал тот самый перелет. Он писал: «Впервые в истории авиации охватываются одним полетом Калифорния, Орегон, Вашингтон, Канада, Аляска, Чукотка, Якутия, Сибирь. И я счастлив, что эта проблема решена советскими летчиками».
16.09.36 г. было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о присвоении имени Леваневского линии электропередач Свердловск - Соликамск. За осуществление этого дальнего перелета Леваневский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Левченко - орденом Ленина.
В апреле-мае 1937 г. Леваневский испытал в Севастополе, а потом перегнал в Москву закупленные в США амфибию Sikorsky S-43 и летающую лодку Duglas DF.
25.05.37 г. вывод о перелете Леваневского было принято. Четырёхмоторный далекий бомбардировщик ДБ-А, на котором он собирался лететь, был спроектирован В.Ф. Болховитиновым и построен в течение года.Его заводские испытания были завершены в марте 1936 г. Их провел летчик-испытатель Кастанаев. В ноябре 1936 г. во время госиспытаний летчик-испытатель Нюхтиков установил на ДБ-А два рекорда - поднял 10 т на высоту 7032 м и 13 т на 4535 м. Список достижений продолжил экипаж Байдукова (второй пилот Н.Г. Кастанаев, штурман-радист Л.Л. Кербер). В перелете Москва - Мелитополь - Москва они установили два рекорда скорости - 280 и 246 км/ч на дистанциях 1 и 2 тыс. км с 5 т груза. Эти рекорды и привлекли участливость Леваневского.
18-20.06.37 г. на самолете АНТ-25 Чкалов, Байдуков и Беляков совершили основополагающий беспосадочный трансарктический перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США).
12-14.07.37 г. на самолёте АНТ-25 Громов, Юмашев и Данилин совершили беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).
31.07.37 г. было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о перелете экипажа Леваневского на самолете ДБ-А по маршруту Москва - Северный полюс - США, отпуске на эти цели 2,5 млн. руб. и 75 тыс. долл. США и получении Наркоматом иностранных дел разрешения полета над странами в соответствии с намеченным маршрутом. Из постановления, при всем при том, не ясна мишень перелета. Из задач, поставленных Леваневским в своем письме в 1935 г., помимо обследования и нанесения на карту «белых пятен» оставалась только демонстрация достижений советской авиации.
12.08.37 г. в 18.15 самолёт ДБ-А «СССР Н-209» с экипажем из шести дядя (второй пилот – Н.Г. Кастанаев, штурман – В.И. Левченко, бортрадист – Н.Я. Галковский, бортмеханики – Г.Т. Побежимов[35] и Н.Н. Годовиков) стартовал по маршруту Москва - Архангельск - о. Рудольфа - Северный полюс – Фербенкс (США).Затем предполагалось лететь в Нью-Йорк по маршруту Фербенкс - Эдмонтон (Канада) - Чикаго - Нью-Йорк с посадками в Эдмонтоне, Чикаго и Нью-Йорке.
13.08.37 г. в 13.40 Леваневский радировал: «Прошли Северный полюс на высоте 6000 метров, температура за бортом – минус 35. Глубокий циклон». В 14.32 с борта самолёта поступила очередная, девятнадцатая по счету, радиограмма в которой сообщалось: «Из-за порчи маслопровода вышел из строя последний правый мотор. Высота 4600 метров, идем в поголовный облачности. Ждите»… После этого систематичная связь с самолетом прервалась, а в 17.53 поступила последняя радиограмма: «Ждите…»
15.08.37 г. газета «Правда» опубликовала извещение правительственной комиссии по дальним перелетам: «Самолет мог подвергнуться обледенению, что привело к вынужденной посадке на лед… Все полярные радиостанции продолжают непрерывно внимать на волне самолета… Экипаж самолета «Н-209» обеспечен продовольствием на полтора месяца, а ещё палатками, спальными мешками, теплой одеждой и оружием». Расчеты показали, что беда произошла между 89-й и 83-й параллелями. В августе-октябре 1937 г. шли поиски. Весной они были возобновлены, но безрезультатно...
15.08.37 г. вышло постановление правительственной комиссии по дальним перелетам: «Обсудив положение, правительственная комиссия приняла строй мер для немедленного оказания помощи. По восточному сектору, со стороны Чукотского полуострова приняты следующие меры: 1. Ледоколу «Красин», находящемуся у берегов Чукотского моря, дано приказание устремиться к мысу Шмидта, где находится авиабаза Главсевморпути, схватить на борт три самолета с экипажами и горючим, устремиться в район мыса Барроу на Аляске, оттуда на север, сколь позволяют льды, где и служить базой. 2. Пароходу «Микоян», находящемуся в Беринговом проливе, приказано с полным грузом угля нацелиться к «Красину». 3. Двухмоторный авиалайнер «СССР Н-2» летчика Задкова, находящийся в бухте Нагаево, получил приказание нацелиться в Уэлен и оттуда к месту нахождения «Красина». Однако действительность была негусто другой. Задков сделал только немного вылетов на гидросамолете Dornier Wal: позже очередной посадки в полынью она была раздавлена льдами. Два оставшихся самолета были безупречно не приспособлены для поисково-спасательных работ и имели шибко маленькую дальность полета. На поиски Леваневского были отправлены два отряда ТБ-3, укомплектованных экипажами, обученными слепым полетам в Арктике. Руководил экспедицией руководитель Управления полярной авиации Главсевморпути Шевелев. Отрядами командовали Водопьянов и Чухновский. Однако, из-за нехороший организации и капризной арктической погоды отряд Водопьянова прибыл на о. Рудольфа только посредством месяц потом катастрофы. Погода грубо ухудшилась. Ее улучшения пришлось дожидаться ещё без малого месяц.
7.10.37 г. Водопьянов в невероятно сложных метеоусловиях сумел миновать за Северный полюс рядом к маршруту Леваневского в район вероятного падения самолета, но ничего не обнаружил. Вскоре позже этого отряд отозвали в Москву.
6.10.37 г. отряд Чухновского вылетел из Москвы и… пропал!
31.10.37 г. от Чухновского поступила радиограмма: «Самолеты находятся на одном из покрытых льдом островов Земли Франца-Иосифа. Погоды нет, лететь в то время как не можем». Лишь через немного дней, идеально ненароком, обнаружилось, что самолеты Чухновского приземлились и все это время стояли всего в пяти километрах от аэродрома на о. Рудольфа… Время было бесповоротно упущено, и полеты пришлось перестать до весны следующего года. В поисках принимала участие и американская край. На Аляске пропавший авиалайнер искали Дж. Кроссон, М. Стюарт, Р. Рэндалл, Х. Уилкинс, Дж. Маттерн и другие, но ещё безрезультатно… Весной было совершено ещё немного полетов на поиски обломков самолета Леваневского. А через девять месяцев вслед за тем трагедии было решительно решено перестать дорогостоящую операцию. За время поисков самолета была потеряна летающая лодочка Dornier Wal и разбито два ТБ-3, Чухновского и Бабушкина. Бабушкин при этом получил переломы обеих ног. Но это было ещё не все 19.05.38 г. своевременно взлета с аэродрома близ Архангельска потерпел катастрофу авиалайнер Г-2 «СССР Н-212». Самолет пилотировал пилот Мошковский. Во время взлета, уже за чертой аэродрома, неожиданно сдал обороты один из двигателей. Тяжелая четырехмоторная агрегатина ударилась колесами о препятствие. Пробило бензобаки, бензин зажегся, и горящий авиалайнер свалился в реку. Двенадцать дядя получили ранения средней тяжести, а четверо погибли, в т.ч. Герой Советского Союза Бабушкин. Письмо Шмидта в 1935 г. оказалось пророческим. Найти авиалайнер Леваневского в бесконечных просторах Арктики оказалось невозможным.
12.08.38 г., в годовщину начала трагического перелета, в газете «Правда» было опубликовано официальное правительственное заявление: «Правительство опросило Героев Советского Союза - летчиков и полярных исследователей - о возможности и целесообразности дальнейших поисков. По единодушному их мнению, дальнейшие поиски не имеют никаких шансов на фарт, и экипаж самолета Н-209 следует считывать погибшим. В связи с этим Совет Народных комиссаров СССР постановляет - дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить». Тем же Постановлением СТО предусматривалось увековечивание памяти С.А. Леваневского, Н.Г. Кастанаева, В.И. Левченко, Г.Т. Побежимова, Н.Н. Годовикова и Н.Я. Галковского, и все-таки по различным причинам монумент экипажу так и не был установлен.


Back
Home